Важные советы - СШ 151 г.Минска

Важные советы

Памятка родителям и педагогам по профилактике суицида

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

раскрыть » / « свернуть

Признаки употребления психоактивных веществ (ПАВ)

Зачастую  педагогам  и  родителям  трудно  ответить  на  вопрос:  употребляет  ли  подросток наркотические  вещества.  Для  того,  чтобы  развеять  свои  сомнения  и  подозрения, предлагаем  вам ознакомиться с первыми признаками употребления психоактивных веществ.

раскрыть » / « свернуть

Рекомендации родителям дошкольников

раскрыть » / « свернуть

Памятка родителям первоклассников

раскрыть » / « свернуть

Правила общения с ребенком

раскрыть » / « свернуть

8 профилактических правил для всех и каждого

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что рекомендуют специалисты.

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе или учёбе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.

5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.

Дети появляются на свет с врожденным интересом к познанию мира, который постепенно открывает им свои тайны. И то, что этот органично присущий детям интерес уменьшается, а то и пропадает вовсе, не вина, а беда ребенка. Но взрослый человек всегда может помочь, выстроив систему обучения так, чтобы детям стало интересно открывать для себя окружающий мир.

      «Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности. Помните, знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а учителя не могут учить их по-старому».

И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации. Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет. Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации.

Я — за второй путь и предлагаю обсудить те педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться. У меня есть подозрение, что в массовом психолого-педагогическом сознании происходит постепенное искажение самого понятия «учебная мотивация». В портрете идеального, «замотивированного» ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: это ребенок (подросток, юноша), понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т.д.

Осознанная учебная мотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не для всех детей подходящая. Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно. Так где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.

  • Интерес к информации (познавательная потребность).
  • Интерес к способу действия.
  • Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
  • Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
  • Актуализация творческой позиции.
  • Осознание значимости происходящего для себя и других.
  • Потребность в социальном признании.
  • Избегание наказания (физического или морального).
  • Получение материальных выгод и преимуществ.

Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше. Сегодня же в массовой педагогической практике активно эксплуатируются лишь некоторые волшебные «кнопки» мотивации. На всех этапах обучения — последние три, в старшей школе — «осознание значимости...», в начальной школе — «интерес к информации» и «интерес к способу действия». Причём, последние используются как-то не так, раз познавательная потребность резко снижается у большинства детей в средней и старшей школе.

Интерес к информации

     «Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги...

Интерес к способу действия

      Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения.

Интерес к людям, организующим процесс
или участвующим в нем

      В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Социальность — наша глубинная родовая черта. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учащихся это может быть стимулом.

Потребность в самовыражении
и самопрезентации

     Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления на последней паре, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.

Потребность в самопознании
и самовоспитании

       Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Актуализируется... и почти никак не задействуется в учебном процессе ни на уровне учебного содержания, ни на уровне методических средств. Ну разве только мы отнесем к материалу, стимулирующему потребность в самопознании, курс анатомии. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Она должна быть доступным по силе испытанием — чувств, мышления, социальных умений и т.д.

Актуализация творческой позиции

     Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) — известный способ повышения интереса к учебе. Жаль только, что при всей своей известности он почти не находит места в учебном процессе...

Осознание значимости происходящего
для себя и для других

     Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь потому, что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо». Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному, и такой экзотический учебный мотив иногда имеет право на существование. Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне. В такой ситуации, как правило, живут выпускники, готовящиеся к поступлению с престижные вузы.

Потребность в социальном признании

      Естественная потребность для детей 8–12 лет, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями слишком мощно, превращаясь в социальное давление. Мотивация из внутренней становится внешней.

 

Избегание наказания, получение
материальных выгод и преимуществ

      Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

      Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную кнопочку, — это хороший шанс изменить сложившуюся ситуацию.

На начальном этапе обучении главное — осознание своей успешности на каждом этапе деятельности. Если ребенок знает, что он успешен, у него появляется желание еще больше продвинуться. Очень многое зависит от педагога, который должен поставить ребенка в ситуацию успеха.

Наиболее актуальные вопросы в дискуссии об учебной мотивации детей

Почему дети плохо учатся?

        В житейском понимании можно ответить на этот вопрос достаточно просто: одни не успевают потому, что не могут учиться, а другие потому, что не хотят. С точки зрения психолога, ребенок не может хорошо учиться по нескольким причинам.
Первая из них — он не владеет способами и приемами учебной деятельности.
Иногда взрослым бывает сложно понять это. На первый взгляд вроде бы все ясно. Дал ребенку задание, и он его выполняет!
Более наглядно эта причина проявляется, когда речь идет о трудовой и профессиональной деятельности. Здесь сразу видно, что если ты не владеешь способами и приемами ее осуществления, то не сможешь с ней справиться.
То же самое относится и к учебной деятельности. Только у маленьких детей эти приемы (с точки зрения взрослого) очень примитивны. Им надо всего лишь выучить стихотворение, запомнить таблицу умножения, переписать буквы несколько раз. Как будто бы все очевидно, но оказывается, что любое самое простое задание можно выполнить несколькими способами, и не все они оптимальны.
Ребенку приходится находить оптимальные способы интуитивно, поскольку в школе способам и приемам учебной деятельности не учат, а просто дают задание с просьбой выполнить его.

Эти способы индивидуальны для каждого ребенка?

       Да, и поэтому обучить всех одному и тому же способу нельзя. Каждый ищет их сам и не всегда может найти. Именно невладение приемами выполнения учебных заданий может быть причиной неуспеваемости.
В качестве примера можно привести такой случай. К школьному психологу обратились родители первоклассницы, которая никак не могла научиться красиво писать. Эта девочка была очень усидчивой и трудолюбивой. Она сидела с утра до ночи, переписывая буквы, но справлялась с заданием очень плохо.
Психолог просто сел рядом с ребенком и стал наблюдать. Выяснилось, что девочка писала очередную букву, ориентируясь на предыдущие. То есть первую она писала, глядя на букву учительницы, а вторую, глядя на свою, и так далее. Чем ближе к концу строки, тем более корявые буквы у нее выходили!

Хорошо, а другие причины?

      Вторая причина плохой успеваемости детей — несформированность психических процессов, на которых базируется познавательная деятельность.
В первую очередь это относится к мышлению. Хотя учителя и родители очень часто апеллируют к плохой памяти или отсутствию внимания у ребенка.
Но, как показывают исследования психологов, у детей без медицинских отклонений очень хорошая механическая память. Проводились эксперименты, в которых сравнивались группы успевающих и неуспевающих детей. Оказалось, что если им дают запоминать отдельные, не связанные между собой слова, простые небольшие тексты, числа, то они ничем не различаются по объему памяти. Разница возникает в том случае, когда приходится запоминать сложные и длинные тексты.
Дело в том, что здесь задействована уже не механическая память, а память, опосредованная мышлением. Чтобы запоминать сложный и большой по объему материал, мы подключаем мышление. Необходимо сначала прочитать текст, понять его смысл, выделить основные мысли, связать их между собой.
Именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс. Схожую картину мы наблюдаем и при изучении внимания. Хотя неуспевающие дети действительно рассеянные и невнимательные, но рассеянность — не причина, а следствие их неуспеваемости.

Почему?

     Дело в том, что некоторые дети не в состоянии выполнить то, что им предлагает учитель. И эта невключенность в учебную деятельность заставляет их заниматься чем-то другим. Такие учащиеся начинают мешать другим, разговаривать, смотреть в окно, «считать галок» просто потому, что предлагаемая задача для них слишком сложна.
Проводились опыты по сравнению различных параметров внимания у успевающих и неуспевающих детей. Выяснилось, что там тоже нет никаких различий.
Внимание, как мы знаем, определяется интересом к тому, чем ты занят. Психологи (в том числе наши, отечественные) наблюдали совсем маленьких детей (4–5 лет), которые по 45–50 минут, не отвлекаясь ни на секунду, занимались интересным для них делом. Казалось бы, это невозможно, поскольку в таком возрасте сосредоточиться на занятии столь длительное время ребенок не может! Но практика доказывает обратное.
А если ребенку предлагается неинтересное задание или он по какой-то причине не может с ним справиться, то он начинает отвлекаться или вообще отказывается от его выполнения.

А как обстоит дело с теми детьми, которые могут, но не хотят учиться?

      Это другая категория неуспевающих детей, у которых не сформирована учебная мотивация. Часто под учебной мотивацией подразумевают стремление что-то узнать или чему-то научиться. Это неверно, поскольку к учебной мотивации относится абсолютно все, что заставляет детей учиться.
Психологи выяснили, что среди мотивов учебной деятельности на первом месте у большинства детей стоит социальная мотивация. То есть дети учатся для того, чтобы быть включенными в коллектив, чтобы не ощущать себя изгоями в классе.
Конечно, есть дети, которые учатся потому, что им интересно или они хотят что-то лучше узнать. Существует и мотивация достижения, которая означает, что если ребенок что-то делает, то он должен обязательно добиться успеха. Как бы трудно ни было, он преодолеет эти трудности. Ну и наконец, есть так называемая престижная мотивация. Ребенок учится для того, чтобы быть лучше других. Быть особо любимым и ценимым учителем, чтобы его всегда ставили на первое место и приводили в качестве примера.
Очень важно, чтобы хотя бы один из видов мотивации к учебе присутствовал у ребенка.

Вы не случайно поставили социальную мотивацию на первую позицию?

     Как показывают исследования, в иерархии учебных мотивов у большинства она занимает первое место. То есть дети учатся в силу социальных мотивов.

Есть ли возрастные различия в мотивации к учебе?

     Конечно, в том числе различия в той же социальной мотивации. В начальных классах ребенок ориентирован на учителя, поскольку для него очень важно выполнять требования взрослого человека.
В среднем возрасте для детей главное — общение, и они учатся для того, чтобы не слыть дураком среди сверстников. В старшем возрасте социальная мотивация связывается с направленностью в будущее. Это уже практически взрослые люди, которые понимают: учиться сейчас надо для того, чтобы потом занять свое место в жизни — найти престижную работу или поступить в какой-то вуз.
Точно так же меняются и способы выполнения учебной деятельности, которые становятся все сложнее и сложнее. Но сама по себе несформированность этих способов может мешать учащимся быть успешными вплоть до окончания школы.

По какой причине у детей возникает несформированность учебных действий? Это недостатки их развития, подготовки к обучению или имеются другие причины?

     Отчасти это недостатки подготовки ребенка к учебе. Ведь для того чтобы успешно вступить в учебную деятельность, нужно обладать определенным уровнем психологической готовности. А она подразумевает сформированность мышления, которое, в свою очередь, позволяет найти нужные способы выполнения учебных задач.
Мотивация тоже формируется как один из аспектов психологической готовности. Если ребенок готов к школе, то это позволяет ему в первые месяцы достаточно легко справляться с возникающими трудностями в учебе. А если такой психологической готовности нет, и родители не обратили на это внимания, то может возникнуть стойкое отставание в учебе. И это проявится уже в первом классе, когда ребенок начнет отвергать то, что не умеет делать.
Вообще мотивация, познавательные возможности ребенка и приемы учебной деятельности тесным образом взаимосвязаны, и при стойкой неуспеваемости очень сложно сказать, что в этом клубке первично, а что — вторично.

А с чем связано то, что дети, которые хорошо учатся в начальной школе, становятся неуспевающими в средней?

    Здесь как раз сказывается несформированность, прежде всего, мышления. Ведь начальная школа позволяет использовать примитивные способы выполнения заданий, например ту же механическую память. В своих исследованиях мы обнаружили, что есть успевающие дети, которые замечательно выполняют учебные задания, но у которых по результатам теста на интеллект выявилась несформированность мышления.
И можно с уверенностью сказать, что этот ребенок, перейдя в среднюю школу, будет плохо учиться. Успеваемость у него резко снизится, или он вообще станет неуспевающим, потому что ему не хватит мыслительной «основы» для того, чтобы хорошо учиться.

Что надо делать, чтобы было меньше неуспевающих детей?

    Каждому такому ребенку нужна индивидуальная помощь, и оказывать ее нужно своевременно. Для этого необходимо диагностировать детей ещё до поступления в школу. Это позволит вовремя понять, будет ли ребенок испытывать трудности с первых шагов в школе. Следует объяснить родителям характер возможных проблем, посоветовав им заниматься с ребенком самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам.

А что делать с более старшими детьми?
Ведь многие проблемы, связанные с успеваемостью, наиболее остро начинают появляться в подростковом возрасте?

      Основные познавательные процессы постоянно развиваются. Это доказывают диагностические исследования с использованием интеллектуальных тестов. Оказывается, мышление развивается вплоть до юношеского возраста, поскольку, как минимум, до двадцати лет происходит повышение показателей интеллектуальных тестов.
Мышление развивается само по себе при решении сложных мыслительных задач, а если еще и позаниматься с этим человеком по специально составленной программе, то эффект может превзойти все ожидания.

Дети появляются на свет с врожденным интересом к познанию мира, который постепенно открывает им свои тайны. И то, что этот органично присущий детям интерес уменьшается, а то и пропадает вовсе, не вина, а беда ребенка. Но взрослый человек всегда может помочь, выстроив систему обучения так, чтобы детям стало интересно открывать для себя окружающий мир.

Интерес к способу действия

      Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения.

Интерес к людям, организующим процесс
или участвующим в нем

      В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Социальность — наша глубинная родовая черта. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учащихся это может быть стимулом.

Детская агрессия

 Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное  (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Как агрессивность проявляется у детей?

  • Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.
  • Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
  • Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
  • Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
  • В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки , соперничество.
  • У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия ( сплетни, критика, угрозы, ругань ).

Всегда ли это плохо?

Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.

Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.

Причины детской агрессивности.

Агрессия может возникать в следующих случаях:

  • как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.
  • как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.
  • как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

Первый - когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Предупреждение агрессивности

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

  • Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
  • Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п.
  • Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
  • Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
  •  Не прибегайте к физическим наказаниям.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости.                                         

 Нейтрализация агрессивности

         Для нейтрализации  агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка  одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка испорченным. Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным.

         От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.  

Словесные признаки

Поведенческие признаки

Ситуационные признаки

Человек, готовящийся к самоубийству, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она может:

1.Прямо и явно говорить о смерти:

  • я собираюсь покончить с собой;
  • я не могу так жить.

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

Человек, решившийся на самоубийство, может:

1. Быть социально изолированным (не иметь друзей или иметь только одного друга).

2. Косвенно намекать о своём намерении:

  • я больше не буду ни для кого проблемой;
  • ничто больше не имеет значения;
  • тебе больше не придётся обо мне волноваться.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

  • в еде – есть слишком мало или слишком много;
  • во сне – спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде – стать очень неряшливым;
  • в поведении в школе – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном  настроении;
  • отстраниться от семьи, друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

2. Жить в нестабильном  окружении, например:

  • серьёзный кризис в семье – в отношениях с родителями или в отношениях родителей друг с другом;
  • алкоголизм – личная или семейная проблема.

 

3. Много шутить на тему самоубийства.

3. Проявлять признаки беспомощности, отчаяния.

3. Ощущать свою отверженность, стать жертвой насилия – физического, сексуального, эмоционального.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти

 

4. Ранее предпринимать попытки самоубийства или:

  • иметь склонность к самоубийству вследствие того, что самоубийство совершалось кем-то из друзей, знакомых, членов семьи;
  • перенести серьёзную потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  • быть очень критически настроенным по отношению к себе.

Признаки суицидального поведения

 Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т. п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.

Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с человеком.

Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.

Нарушение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, личные невзгоды, смерть или несчастье с кем-либо из близких могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить помощь, консультацию у специалистов.

Активная предварительная подготовка. Сюда относятся: сбор отравляющих веществ и лекарств, наличие боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.