Рекомендации учителя-дефектолога - СШ 151 г.Минска

Рекомендации учителя-дефектолога

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, что означает определенную сформированность средств языка, а также умения и навыки свободно пользоваться этими средствами в целях общения.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка.
К школьному возрасту у ребенка должна быть сформирована звуковая сторона речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех звуков!!!
К 6 годам полностью формируются фонематические процессы: умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
Если ребенок придет в школу совершенно не подготовленным к сложному процессу звукового анализа слов, то он неизбежно встретится на том пути с большими трудностями. Отсюда и возникает необходимость развития у него еще в дошкольном  возрасте  хотя  бы  самых  простых форм такого анализа.
Развитие словаря, умение пользоваться разными способами словообразования, т.е. ребенок должен уметь образовывать и правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных, образовывать приставочные глаголы.
К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами, правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь составлять предложения по опорным словам, составлять рассказ по картинке, по сериям картинок, рассказы-описания, пересказы.
Наличие у младших школьников даже слабовыраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Ученики, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи (произношение, фонематические процессы), заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции. Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта, такого, как дислексия и дисграфия (нарушение письменной речи).
Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения речи своего ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе.
Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие ребенка.
Только совместными усилиями учитель, логопед и родители помогут ребенку преодолеть школьные трудности.
Если ребенок плохо говорит...
Как ни печально сознавать, но родители современных детей все чаще слышат от специалистов неприятное словосочетание — «задержка речевого развития». С чем это связано, как поступать в подобной ситуации, к кому обращаться за помощью?
Эксперты
Лариса Алексеевна Парамонова, доктор педагогических наук, директор Центра «Дошкольное детство» имени А. В. Запорожца.
Оксана Семеновна Ушакова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования.
Светлана Михайловна Томилина, директор речевого центра «Логопед плюс».
Юлия Андреевна Баркова, детский психолог, руководитель детского психологического центра «Обыкновенное чудо».
     25 % современных детей страдают нарушениями речевого развития. Чем это объяснить?
     Л. А. Парамонова: На самом деле таких детей гораздо больше. Причины самые разные. Например, сейчас остро стоит проблема дефицита общения с ребенком: малыш растет как бы сам по себе, его красиво одевают, но с ним никто не занимается, не разговаривает. Результат — педагогическая запущенность. Отрицательное влияние оказывает и эмоциональный дискомфорт в семье. В отдельных случаях задержка речевого развития может быть связана с проблемами здоровья детей — такими как небольшое снижение слуха, недостаточное развитие артикуляционного аппарата, минимальные дисфункции мозга.
    С. М. Томилина: Был такой период, когда мамы, прямо скажем, не умели рожать — не занимались спортом, настаивали на кесаревом сечении без медицинских показаний. Сейчас мы имеем дело с такими детьми. Такой вот парадокс: количество детей в стране уменьшилось, а количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, возросло. Сейчас очень модно отдать ребенка няне из глубинки, которая по-русски с ним говорит мало и плохо. Мамы очень рано выходят на работу, оставляя малыша няне — в надежде, что та будет его развивать. Няня же в лучшем случае вовремя покормит и попоит, а заниматься речевым развитием — не ее задача.
   Ю. А. Баркова: Раньше считалось, что если в два года ребенок не говорит, присутствует задержка речевого развития. Сейчас большинство детей в три года не говорят — но сегодня такой показатель в пределах нормы. Ухудшилась экология города, и нет таких беременностей, которые бы проходили гладко. В итоге физиологически дети растут быстро, а нервная система созревает позже. И это не патология, просто некоторые особенности современных детей. Большинство из них — аллергики, что тоже сказывается на обмене веществ и работе мозга.
Как развитие речи соотносится с развитием мелкой моторики?
С. М. Томилина: Это связано с топикой мозга. В левой височной доле есть зона клеток, условно ее можно назвать речедвигательной зоной. Она занимается иннервацией органов артикуляции, иными словами, посылает сигналы на губы и язык — каким образом они должны сложиться для произнесения определенного звука. А по соседству с ней находится зона, ответственная за движение пальчиков ведущей руки. Можно сказать, что один и тот же отдел мозга отвечает и за речедвигательные анализаторы, и за мелкую моторику. Помните: развивая пальчики, мы развиваем и речь.
Ю. А. Баркова: Знаете, чем мы отличаемся от обезьян? Не только способностью говорить — обезьяны не в состоянии совершать тонкие действия пальцами. Не случайно специалисты говорят, что речевые центры находятся у нас на кончиках пальцев.
Л. А. Парамонова: Именно поэтому дети так любят рвать бумагу. Не стоит им это запрещать, лучше в игровой форме подключать малышей к осмысленной деятельности: например, предложите порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а потом приклеить их на картон, чтобы получилась красивая картина. Очень важны и манипуляции с предметами — всевозможными кубиками, шариками. Но и они непременно должны быть осмысленными. Важно избегать упражненчества: если мы просим ребенка поставить один кубик на другой, ему скучно; совсем другое дело — построить башенку для петушка. Бессмысленные многократные повторения в качестве упражнений для ребенка немотивированны и неинтересны. Если же в предметную деятельность включен смысл, это развивает мышление ребенка. А мышление и речь взаимосвязаны.
 
Современные дети большое количество времени проводят у телевизора или за компьютером. Мешает ли это речевому развитию?
С. М. Томилина: На сегодняшний день «перекорм» телевизором — основная причина заикания у детей. А слишком частое погружение в виртуальную реальность нередко влечет за собой нарушения коммуникативной функции. «Компьютерные дети» постепенно впадают в аутичноподобное состояние, хотя аутистами по сути не являются.
Ю. А. Баркова: Это тот случай, когда прогресс обращается против нас. Детей сажают перед телевизором с младенчества, кормят их рекламой вместо того чтобы заниматься с ними. Статистические исследования показывают: дети, которые много смотрят телевизор, страдают нарушениями речевого развития. Мерцающий экран негативно воздействует на нервную систему, приводит к утомлению и перевозбуждению. Кстати, «дети телевизора» обычно не любят упражнения на развитие мелкой моторики: ведь, сидя перед экраном, они получают удовольствие без особого напряжения. А тут необходимо трудиться, нужно уметь сосредоточиться.
Л. А. Парамонова: Почему сейчас большинство детей не хотят слушать сказки и стихи? Потому что в результате слишком раннего приобщения к телевизору, преждевременного выведения на визуальный ряд у них происходит перекос в сторону наглядного восприятия. А в речь надо вслушиваться.
Приведу один пример: ребенок до четырех лет вообще не говорил, и наших специалистов попросили его посмотреть. Мальчик из обеспеченной семьи, развитый, веселый и шумный. Такой общительный — когда наши сотрудники пришли, он обрадовался, стал их обнимать. Его просят: покажи нам своего самого лучшего друга. И что вы думаете: он полетел в большую комнату и обнял телевизор! О чем это говорит? Что он сидит перед экраном день и ночь. «Ой, он такой умный! — говорят родители. Он сам вставляет свои любимые кассеты в видеомагнитофон!» Но зато не знает ни одного стихотворения, не говорит ни «здравствуйте», ни «до свидания» — вообще нет речи у ребенка.
О. С. Ушакова: Вместе с тем и телевизор, и компьютер могут сыграть положительную роль в развитии речи малыша. Основное правило — не перегружать детей информацией и не оставлять без внимания их общение с техникой. Посмотрел ребенок мультфильм — устройте совместное обсуждение: спросите, что ему понравилось, что нового он узнал из этого фильма, какие персонажи запомнились. Поиграл в компьютерную игру — пусть объяснит маме ее правила. Рассказывая, ребенок учится строить фразу, развивает умение объяснять, рассуждать — а это необходимые условия развития связной речи.
Существуют ли нормы развития речи дошкольников?
О. С. Ушакова: Само понятие «норма» по отношению к речевому развитию дошкольника относительно. Уровень владения богатством родного языка у детей очень разный. Мы можем назвать речь ребенка правильной, когда хорошо развиты все ее стороны — фонетическая, лексическая, грамматическая, — и на их основе сформирована связная монологическая речь. К школе ребенок должен уметь согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, изменять слова и образовывать новые, строить предложения разных типов — простые и сложные. Очень важно работать над расширением и обогащением словарного запаса, развитием умения описывать и рассуждать. Полезно вместе с ребенком сочинять сказки и рассказы.
Помогает ли детям с дефектами речи музыка?
О. С. Ушакова: Занятия музыкой положительно влияют на художественно-речевое развитие ребенка, то есть на чувствительность к образным средствам речи. После прослушивания музыки определенного характера (грустной, лирической, веселой) попросите ребенка рассказать, какое настроение она у него вызывает, что хотелось бы сделать под эту музыку — спеть, потанцевать, погрустить, поиграть. После прочтения сказки, рассказа или стихотворения дайте ребенку послушать музыкальное произведение схожего эмоционального настроя. Затем предложите малышу нарисовать то, что он почувствовал, и составить рассказ по своему рисунку. Такое комплексное воздействие разных искусств положительно влияет на эстетическое развитие.
Ю. А. Баркова: С ребенком очень полезно петь. В три-четыре года (а у некоторых — к пяти годам) начинается «возраст негатива»: очень многие вещи дети делают нам наперекор. Если мы пристаем к малышу с бесконечным «скажи», он, наоборот, может замолчать. А когда мы поем, возникает удобный психологический момент, чтобы добиться от детей связной речи. Пение активизирует речевые центры мозга.
Л. А. Парамонова: И к тому же развивает речевое дыхание, артикуляционный аппарат, воспитывает чувство рифмы, ведь поются в основном рифмованные стихи. Особое значение пение имеет для детей, склонных к заиканию: занятия позволяют ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно. Музыка очень важна для формирования чувства ритма, интонации. Музыкальные дети обычно хорошо запоминают стихи, четко их читают.
С. М. Томилина: Для развития речи очень эффективны так называемые логоритмические занятия — когда под музыку совершаются определенные движения. Еще лучше сопровождать занятия речёвками, возгласами, стихами, которые ложатся на конкретную музыку.
Если есть проблемы, к каким специалистам нужно обращаться и где их искать?
Л. А. Парамонова: Прежде всего — к районному логопеду в детской поликлинике, в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Центр патологии слуха и речи и др.  
С. М. Томилина: Если ребенок трех лет с трудом рассказывает длинные истории и в речи присутствуют легкие аграмматизмы — можно пока не обращаться к специалистам: это физиологическая норма. Звук «р» и некоторые шипящие должны появиться к пяти годам; до этого возраста их отсутствие в речи ребенка не должно вас беспокоить. А если малыш в три года говорит отдельными словами, не используя фраз, или его фразы маленькие и аграмматичные, речь пестрит запинками судорожного характера, то необходима помощь логопеда и невролога.
Могут ли родители справиться с речевыми проблемами детей без помощи профессионалов?
Ю. А. Баркова: Если мы имеем дело с педагогической запущенностью, в результате которой возникла задержка речевого развития, — удастся обойтись без помощи специалистов: необходимо просто как можно больше разговаривать с ребенком. Здесь самое главное — желание родителей. Практика показывает, что благодаря их усилиям малыш избавляется от многих дефектов речи.
С. М. Томилина: Более того: существуют проблемы, с которыми специалистам не справиться без помощи родителей. Например, коррекция звукопроизношения — это во многом работа мамы и папы. Учитель-дефектолог на занятии может просто показать приемы постановки звука. Или вызовет нужный звук, а родители автоматизируют — по книжкам, потешкам и скороговоркам. Заикающемуся ребенку логопед дает навык замедленной, плавной речи, но если родители не соблюдают рекомендованного режима вне занятий, то результат будет нулевым. С другой стороны, необходимо сопровождение специалиста, динамическое наблюдение; время от времени следует «сверять часы», проверять — туда ли идем. Иногда родители вызывают у ребенка горловой звук и, совершенно счастливые, начинают его автоматизировать, не понимая, что поступают неправильно. Поэтому на каких-то промежуточных этапах лучше показывать ребенка профессионалам.
Л. А. Парамонова: Если нет звука «р», его достаточно легко поставить: попросите ребенка часто-часто говорить «д-д-д-д-д», а сами повибрируйте пальцем его язык под альвеолами, и он почувствует, что звук «д» превратился в «р». Когда у малыша неярко выраженная речь — интонационно и эмоционально, — ее можно развивать с помощью диалогов или разыгрывая сказки. Но серьезными речевыми нарушениями, связанными со здоровьем ребенка, должны заниматься только специалисты.
Всегда ли дефекты речи говорят о задержке психического развития?
Ю. А. Баркова: Далеко не всегда. Чаще бывает так, что психическое развитие более-менее сохранно, но присутствует задержка речи.
С. М. Томилина: Когда мы имеем дело с нарушением комплексного характера, мы говорим не о дефектах речи, а о задержке психоречевого развития.
Л. А. Парамонова: Глубокие нарушения речи, естественно, связаны с развитием интеллектуальной сферы. Случается и так, что речевые проблемы приводят к психологической депривации: ребенок закрывается, чувствует себя неполноценным, и как следствие — возникает задержка психического развития. Малыш стесняется окружающих, не общается со сверстниками — разговаривает только с теми взрослыми, кто его понимает. Если вовремя не обратиться к специалистам, это приведет к серьезным нарушениям: ребенок не сможет успешно учиться в школе, будут задержки в личностном развитии. Плохо говорящий ребенок нередко бывает агрессивным — не может выразить то, что чувствует, дети над ним смеются, убегают. Он начинает драться, бросаться камешками, кидаться песком…
Среди родителей бытует мнение: чтобы ребенок хорошо говорил, достаточно отдать его в детский сад. Так ли это?
О. С. Ушакова: В любом детском саду проводится специальная работа по развитию речи — по мнению многих родителей, этого вполне достаточно. Но для того чтобы уровень речевого развития ребенка был высоким, необходима постоянная работа не только педагогов в дошкольном образовательном учреждении, но и мамы с папой. Очень хорошо, если родители часто общаются с воспитателями ребенка. Они должны обращать внимание на то, как развивается его речь, какие имеются недостатки, что надо сделать для их устранения. При стихийном развитии речи лишь немногие дети достигают высокого уровня; происходит это, когда ребенок обладает так называемым «чувством языка». Однако лишь специальная работа позволит дошкольнику понять, что слова бывают близкими или противоположными по смыслу (веселый — радостный, веселый — грустный); что одним и тем же словом (игла, ручка, молния) могут называться разные предметы. Только понимая это, ребенок будет употреблять слова, осознавая их место в связном высказывании.
С. М. Томилина: К сожалению, в детских садах сегодня ощутимо снизился уровень педагогов, которые занимаются с детьми. Если раньше занятия по развитию речи проводились ежедневно, как «Отче наш», то сейчас — от случая к случаю и из-под палки методиста.
    Существует ли какая-то специфика подготовки детей с дефектами речи к школе? Как определить, пришло ли время им идти в первый класс?
С. М. Томилина: У «речевых» детей, которые обучались по обычным, классическим программам, в школе могут проявиться нарушения чтения и письма — дисграфия и дислексия. Лучше заниматься профилактикой подобных проблем еще до школы.
Ю. А. Баркова: Все, что у нас на языке, непременно проявится и в письменной речи. Соответственно, если мы все эти дефекты не выровняем к первому классу, ребенок будет делать массу ошибок на письме. Что касается подготовки к школе — желательно, чтобы диагностику провел не только учитель-дефектолог, но и детский нейропсихолог: насколько ребенок готов функционально, выдержит ли он школьные нагрузки.
Л. А. Парамонова: Если у ребенка остались отдельные дефекты речи (например, когда нервничает, начинает говорить медленнее или заикаться), но он не смущается своей особенности, не замыкается в себе, то может спокойно, нормально учиться в школе. Основные психические функции сохранены, физически малыш развит хорошо, смена зубов произошла нормально, ребенок многое понимает, интересуется, сам хочет идти в школу — значит, можно отдавать в первый класс. Кроме того, для таких детей существуют интегрированные и специальные классы, «речевые» школы